Идея создания такой платформы для дополнительного обучения возникла у преподавателя, кандидата юридических наук Екатерины Беляковой вместе с деканом факультета Александром Бочковым. Сейчас Екатерина выиграла научный грант и проходит стажировку в Польше по теме развития юридического клинического образования.
Лаборатория действует по двум основным направлениям: правовое информирование учащейся молодежи школ и колледжей Витебска и области, а также бесплатное консультирование уязвимых слоев населения. Среди них пенсионеры, инвалиды I и II групп, студенты и учащиеся, безработные, малоимущие граждане, члены многодетных и неполных семей, дети-сироты и иные лица, которые не могут себе позволить оплатить услуги адвоката.
Во время консультации.
Заведующий лабораторией, доцент кафедры истории и теории права, кандидат педагогических наук Андрей Сухарев рассказал, что деятельность лаборатории проводится на волонтерских началах, студентам это не засчитывается в качестве практики.
– В школах проводим тренинги, чтобы учащиеся были вовлечены в процесс, а не просто слушали и наблюдали. Школьная молодежь хорошо принимает студентов, потому что они почти ровесники, и доверяют им зачастую больше, чем педагогам. В позапрошлом году у нас был рекорд – посетили 80 классов школ, – рассказал Андрей Александрович. – С детьми обсуждаем темы наркомании, ВИЧ, насилия в семье, а также основ правового пользования Интернетом, прав ребенка и другие. Например, недавно второкурсницы взяли тему «Подростковая преступность». Я сомневался в выборе проблематики и решил посетить урок, чтобы при необходимости помочь студенткам. Но только они начали рассказывать, тут же воцарилась тишина в классе – все слушали. Затем учащиеся на равных обсуждали проблематику различных преступных деяний, нравственные аспекты, ответственность за совершение преступлений и что об этом гласит закон.
Не каждый студент может принять участие в работе лаборатории правового информирования: существует отбор. Затем студенты проходят специальную подготовку с участием психологов, педагогов и преподавателей-практиков. Как правило, на занятия в учебные заведения среднего образования ходят второкурсники юрфака. Благодаря таким урокам с учениками одновременно проводится и профориентационная работа.
Преподаватель Андрей Сухарев и студентки юридического факультета Нина Позняк, Марина Колтунова и Надежда Духович.
– Когда заходишь в кабинет к школьникам, думаешь, что не получится наладить контакт, но нет: ребята активны, высказывают свои мнения по разным вопросам. Кто-то, не стесняясь, спрашивает при всех, другие – тет-а-тет, – рассказала студентка Нина Позняк.
Также тренинги проходят в библиотеках. Студенты приходили и в детский дом, где провели встречи и с педагогами, и с родителями в замещающих семьях.
Вторым направлением деятельности лаборатории является бесплатное правовое информирование социально незащищенных слоев населения. На бесплатное консультирование приходят разные люди. Согласно стандартам юрклиники, педагог вообще не должен присутствовать во время консультирования. Но иногда преподаватели находятся в кабинете со студентами, чтобы помочь наладить контакт с гражданином.
– В основном люди довольны нашей работой, пишут благодарности, но встречаются и такие, которые возмущаются и требуют невозможного. Иногда, обойдя высшие инстанции, просят, чтобы мы пересмотрели дела и что-то изменили, – отметил Андрей Сухарев.
Консультативную помощь доверяют студентам постарше – 3-4-х курсов. Среди них Марина Колтунова и Надежда Духович.
– Нужно владеть терминологией и знать нормативные правовые акты, чтобы помочь людям разобраться и правильно «прочитать» документы, ведь человеку они понадобятся в дальнейшем. После обращения мы должны за две недели дать им ответ, но бывает, что люди просят пораньше – идем им навстречу, – подчеркнули студентки. – Чаще всего обращаются с вопросами гражданского права, семейного и жилищного: затрагиваются проблемы раздела имущества.
В лабораторию обращаются пенсионеры, учащиеся колледжей по вопросам распределения, многодетные семьи с жилищными проблемами, инвалиды. Перед тем, как им помочь и дать ответ, подготовленный документ проверяют кураторы-преподаватели, которые являются практикующими адвокатами.
Итогом такого волонтерства может стать научное исследование. Например, студенты работали над темой психологического домашнего насилия.
– Они даже ввели в научный оборот термин «привилегированная виктимность», – рассказал А. Сухарев. – В уголовном праве есть похожее понятие «привилегированное убийство» – убийство, совершенное близкими людьми, зачастую на бытовой почве. Но вопрос психологического насилия очень важен, так как в законе его трудно прописать, но данный вид насилия распространен и носит латентный характер. Мы сходили в больницу скорой медицинской помощи, и оказалось, что туда поступает много жертв, получивших инсульты и инфаркты через психологическое насилие в родном доме.
Каждый год в работе лаборатории участвуют около 50 студентов 2-4-х курсов. Для них это хорошая возможность получить полезный опыт и важные навыки для будущей профессии.
Лаборатория работает с сентября по май, не считая период сессий и каникул. Принимают граждан каждую среду с 9 до 12 часов по улице Суворова, 25.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.