В Витебске подвели итоги открытого конкурса «Азбука — УНОВИС» — 36 авторских разработок детских, молодежных площадок, городских рекреационных зон представили в этом оригинальном проекте участники из Беларуси, России и Израиля.
Напомним, конкурс стартовал 6 февраля и проводился среди художников, дизайнеров, архитекторов, студентов творческих специальностей с целью популяризации идей искусства авангарда и наследия всемирно известного творческого объединения «УНОВИС» («Утвердители нового искусства») в Витебске, которое наряду со школами Баухаус (Берлин) и ВХУТЕМАС (Москва) определило новый способ художественного мышления.
Идеи мастеров, творивших в 1920-е годы, востребованы в промышленном дизайне, в архитектуре, выносятся в открытое городское пространство и в нашем, XXI веке.
Витебск, где все начиналось, вместе с тем лишен каких-либо визуальных образов, хотя бы минимально фиксирующих «воспоминание» о том, какую роль сыграл город в мировом искусстве.
Как отмечает куратор конкурса «Азбука — УНОВИС», первый директор Витебского центра современного искусства Валентина Кириллова, успешные работы участников проекта могут послужить этой цели.
Организаторами конкурса выступили горисполком, Витебский государственный технологический университет. Во второй тур в трех номинациях вышли девять проектов.
В прошедшее воскресенье в Витебском центре современного искусства состоялась публичная защита разработок авторами. Профессиональное жюри оценивало выразительность отражения идей УНОВИСа в проектах, оригинальность дизайнерского решения, эстетику будущей площадки, экологичность. Как показала презентация проектов, студенты в основном вдохновлялись творчеством Казимира Малевича и Эля Лисицкого, рассмотрели возможность размещения объектов как в центре города, так и на дворовой территории новых микрорайонов, адаптировали свои сооружения для занятий популярными среди молодежи видами спорта, для музыкальных выступлений, уличного театра…
После обсуждения первые места жюри присудило в номинациях «Игровые площадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Марии Ермолаевой, студентке Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, «Игровые площадки для детей старшего школьного возраста» — Дмитрию Руженцову, студенту Белорусской государственной академии искусств, «Рекреационные объекты без возрастных ограничений» — Маргарите Севко, студентке Белорусского национального технического университета. По признанию Маргариты, которая обучается на отделении архитектурного дизайна, вдохновлялась она работой К. Малевича «Летящий аэроплан», переосмысление идеи этой композиции привело к работе с супрематическими формами. Объект автор предложила вписать в береговое пространство Витебска. Кстати, при проектировании рекреационных зон необходимым конкурсным условием была организация безбарьерной среды.
Студенческие идеи вызвали интерес. В частности, председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский отмечал, что «конкурсный материал, связанный с темой УНОВИСа, может быть легко интерпретирован и привязан к местной архитектуре, внедрение объектов — это своеобразная трансляция в будущее о том, что Витебск, наша страна — родина дизайна, супрематизма».
Член Союза дизайнеров России Игорь Клюшкин (Санкт-Петербург), который впервые побывал в Витебске, но прекрасно знает город по истории искусства и дизайна как своеобразную Мекку, подчеркнул, что Витебску, хранящему свою легенду об УНОВИСе и Малевиче, создававшем азбуку визуальной культуры, важно представить ее элементы в своем пространстве. Это сыграет и натуристическую привлекательность города.
Теперь дело за главным — воплощением лучших проектов конкурса «Азбука — УНОВИС» в реальной жизни Витебска.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.