Витебский народный киноклуб «Диалог» в ноябре отметит тридцатилетие с момента основания.
Для аудитории, живо интересовавшейся достижениями зарубежного и отечественного кинематографа, творчеством культовых режиссеров и так называемым кино не для всех, в Витебске был создан киноклуб «Диалог», который поначалу назывался кинотекой проблемного фильма. Это была инициатива выпускника ВГИКа Сергея Матыленка, он, киновед-профессионал, все тридцать лет остается бессменным руководителем киноклуба.
С Сергеем Алексеевичем мы встретились для ретроспективной беседы.
— А все-таки почему — «Диалог»?
— Идея дискуссионного киноклуба в том, чтобы собраться не только для просмотра, но и для того, чтобы высказать свое мнение, рассказать о возникших ассоциациях, «расшифровать» кинометафоры, то есть дойти до сути увиденного на экране. Истина и понимание материала приходит в диалоге. Вот и вся разгадка нашего названия. Принцип сохраняется — я устраиваю лекторий, просмотр кино и его обсуждение, как и атмосфера — единения мысли, фильма и зрителей. Я ощутил это в полной мере, когда учился во ВГИКе на киноведческом факультете. Знаком был со многими руководителями киноклубов в СССР, которые устраивали показы знаковых фильмов.
— Вы работали в Дирекции горкиносети, на базе кинотеатра «Спартак» открыли киноклуб. Тогда, в 1980-х, сложно было «добывать» кино для демонстрации в киноклубе? Какими были первые показы?
— Видите ли, интересное кино, то, что не сделает кассы, как считалось, «покоилось» на полках киновидеопроката, но не все фильмы выходили на экран. Уникальность ситуации в том, что они оказались востребованы и нужны целевой аудитории «Диалога». Я четыре года показывал кино, снятое с полок. Незадолго до смерти Андрея Тарковского, когда его разрешили дать на экран, нашелся в Полоцком отделении кинопроката совершенно «чистый», ни разу не показанный «Сталкер»! Кроме того, я часто ездил в Минск, оттуда привозил фильмы в Витебск, в том числе и «Зеркало» Тарковского…
Давали тогда по два сеанса в неделю, едва успевал формировать репертуар. Хорошо помню, что на первый сеанс «Диалога» собрались 120 человек. Потом было больше — аншлаги на показах Феллини, Бергмана... Люди хотели смотреть кино. На обсуждение картин оставались по сто зрителей, расходились в 11 часов вечера. Сейчас, конечно, вряд ли такую аудиторию можно собрать. А тогда услышать о том, что происходило в кинематографе, можно было разве в ТВ-программе «Кинопанорама» и из специальных печатных изданий.
Кстати, очень помогал «Диалогу» обком комсомола — ребята печатали программки, афиши киноклуба.
— Если следовать ретроспективному принципу, то хотелось бы вспомнить, какие фильмы бурно обсуждались, были резонансными в 1990-х и какие перемены произошли в клубе?
— «Диалог» вошел во всесоюзное кольцо киноклубов, и мы стали получать фильмы даже на языке выпускающей страны. К нашей работе подключились переводчики. Я привозил фильмы из видеотеки Всесоюзного общества друзей кино при Московском госуниверситете. Это было время знакомства с киношколами Польши, Болгарии, Швеции, о достоинствах которых наша публика мало что знала. Интересны были Бергман, Кеслевский, Вайда…
— А вы, Сергей Алексеевич, как подогревали свой профессиональный интерес? Важно же было многое и рассказать своим зрителям…
— Я постоянно ездил на кинофестивали. Для Всесоюзного киноклуба «Горизонт» на Московском кинофестивале разрабатывались специальные программы, устраивались встречи. Это был не только беспрерывный просмотр киноновинок. Нам, киноклубникам, довелось общаться во время творческих встреч с Милошем Форманом, Федерико Феллини, Анджеем Вайдой… Запоминающейся была встреча с Александром Сокуровым во время презентации одного из его фильмов. Много читаю и смотрю.
— За 30 лет поменялась публика?
— Нет. В «Диалог» приходят студенты, интеллигенция среднего поколения, пенсионеры — интеллектуалы, просто просмотры стали более камерными. Собираемся два раза в неделю в музыкальной гостиной Центра современного искусства.
— Какие картины смотрите и обсуждаете сейчас?
— Мы сохраняем тематическую направленность показов, у нас есть программы «Забытые шедевры», «Мастера современного кино», «Портрет режиссера» и другие. Сейчас киноклубовцам интересно черно-белое кино 1960-х, вызвала резонанс программа, посвященная 90-летию Донатаса Баниониса. Открыли для себя режиссерские работы Алексея Баталова. Откровение этого года — режиссер Геннадий Полока и его фильм «Око за око» по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник», снятый на Беларусьфильме. Эта работа единственный раз была показана на Минском кинофестивале «Листопад», а в прокате картины не было. Кстати, это единственный советский режиссер, ретроспектива фильмов которого состоялась в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне.
— А каков девиз киноведа Сергея Матыленка?
— Это перефразированные слова революционного классика. Из всех видов кино важнейшим является искусство (смеется).
Беседовала Наталия КРУПИЦА. Фото автора.
Для аудитории, живо интересовавшейся достижениями зарубежного и отечественного кинематографа, творчеством культовых режиссеров и так называемым кино не для всех, в Витебске был создан киноклуб «Диалог», который поначалу назывался кинотекой проблемного фильма. Это была инициатива выпускника ВГИКа Сергея Матыленка, он, киновед-профессионал, все тридцать лет остается бессменным руководителем киноклуба.
С Сергеем Алексеевичем мы встретились для ретроспективной беседы.
— А все-таки почему — «Диалог»?
— Идея дискуссионного киноклуба в том, чтобы собраться не только для просмотра, но и для того, чтобы высказать свое мнение, рассказать о возникших ассоциациях, «расшифровать» кинометафоры, то есть дойти до сути увиденного на экране. Истина и понимание материала приходит в диалоге. Вот и вся разгадка нашего названия. Принцип сохраняется — я устраиваю лекторий, просмотр кино и его обсуждение, как и атмосфера — единения мысли, фильма и зрителей. Я ощутил это в полной мере, когда учился во ВГИКе на киноведческом факультете. Знаком был со многими руководителями киноклубов в СССР, которые устраивали показы знаковых фильмов.
— Вы работали в Дирекции горкиносети, на базе кинотеатра «Спартак» открыли киноклуб. Тогда, в 1980-х, сложно было «добывать» кино для демонстрации в киноклубе? Какими были первые показы?
— Видите ли, интересное кино, то, что не сделает кассы, как считалось, «покоилось» на полках киновидеопроката, но не все фильмы выходили на экран. Уникальность ситуации в том, что они оказались востребованы и нужны целевой аудитории «Диалога». Я четыре года показывал кино, снятое с полок. Незадолго до смерти Андрея Тарковского, когда его разрешили дать на экран, нашелся в Полоцком отделении кинопроката совершенно «чистый», ни разу не показанный «Сталкер»! Кроме того, я часто ездил в Минск, оттуда привозил фильмы в Витебск, в том числе и «Зеркало» Тарковского…
Давали тогда по два сеанса в неделю, едва успевал формировать репертуар. Хорошо помню, что на первый сеанс «Диалога» собрались 120 человек. Потом было больше — аншлаги на показах Феллини, Бергмана... Люди хотели смотреть кино. На обсуждение картин оставались по сто зрителей, расходились в 11 часов вечера. Сейчас, конечно, вряд ли такую аудиторию можно собрать. А тогда услышать о том, что происходило в кинематографе, можно было разве в ТВ-программе «Кинопанорама» и из специальных печатных изданий.
Кстати, очень помогал «Диалогу» обком комсомола — ребята печатали программки, афиши киноклуба.
— Если следовать ретроспективному принципу, то хотелось бы вспомнить, какие фильмы бурно обсуждались, были резонансными в 1990-х и какие перемены произошли в клубе?
— «Диалог» вошел во всесоюзное кольцо киноклубов, и мы стали получать фильмы даже на языке выпускающей страны. К нашей работе подключились переводчики. Я привозил фильмы из видеотеки Всесоюзного общества друзей кино при Московском госуниверситете. Это было время знакомства с киношколами Польши, Болгарии, Швеции, о достоинствах которых наша публика мало что знала. Интересны были Бергман, Кеслевский, Вайда…
— А вы, Сергей Алексеевич, как подогревали свой профессиональный интерес? Важно же было многое и рассказать своим зрителям…
— Я постоянно ездил на кинофестивали. Для Всесоюзного киноклуба «Горизонт» на Московском кинофестивале разрабатывались специальные программы, устраивались встречи. Это был не только беспрерывный просмотр киноновинок. Нам, киноклубникам, довелось общаться во время творческих встреч с Милошем Форманом, Федерико Феллини, Анджеем Вайдой… Запоминающейся была встреча с Александром Сокуровым во время презентации одного из его фильмов. Много читаю и смотрю.
— За 30 лет поменялась публика?
— Нет. В «Диалог» приходят студенты, интеллигенция среднего поколения, пенсионеры — интеллектуалы, просто просмотры стали более камерными. Собираемся два раза в неделю в музыкальной гостиной Центра современного искусства.
— Какие картины смотрите и обсуждаете сейчас?
— Мы сохраняем тематическую направленность показов, у нас есть программы «Забытые шедевры», «Мастера современного кино», «Портрет режиссера» и другие. Сейчас киноклубовцам интересно черно-белое кино 1960-х, вызвала резонанс программа, посвященная 90-летию Донатаса Баниониса. Открыли для себя режиссерские работы Алексея Баталова. Откровение этого года — режиссер Геннадий Полока и его фильм «Око за око» по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник», снятый на Беларусьфильме. Эта работа единственный раз была показана на Минском кинофестивале «Листопад», а в прокате картины не было. Кстати, это единственный советский режиссер, ретроспектива фильмов которого состоялась в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне.
— А каков девиз киноведа Сергея Матыленка?
— Это перефразированные слова революционного классика. Из всех видов кино важнейшим является искусство (смеется).
Беседовала Наталия КРУПИЦА. Фото автора.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.