Жизнь быстротечна. В 2019 году мир попрощался с Жоресом Алферовым. А казалось, не так давно, в 2000-м, чашничане, рассматривая свежий номер «Комсомолки», с восторгом говорили: «Это ж надо, нобелевский лауреат — наш земляк!»
В интервью газете сразу после получения премии выдающийся ученый упомянул о белорусском райцентре Чашники в Витебской области и рассказал, что здесь — родовые корни по отцовской линии. Отец — Иван Карпович Алферов — родился и вырос в Чашниках.
24 июля 2001 года по приглашению районного руководства Жорес Иванович посетил город. На встречу в исторический музей пришли старожилы, помнившие родственников знаменитого физика. Как раз в это время в Чашниках гостил наш земляк контр-адмирал, видный ученый Вячеслав Апанасенко, не понаслышке знавший об использовании открытий Алферова в военной науке. Он со своим отцом также был среди присутствовавших. Впоследствии знаменитый физик еще не раз побывает на Чашниччине, но его первый визит запомнился особенно.
…В небольшом заполненном народом зале нобелевский лауреат говорил о любви к Витебщине и Беларуси, родовых корнях, чашникской ветви своей родословной. Поражали простота, искренность рассказчика. Светило мировой науки предстал перед земляками как человек, долго мечтавший о встрече с землей предков.
Он вспоминал родственников, которых хорошо знал, и тех, о ком знал только из рассказов старших. Все они в отличие от ученого носили фамилию Алфер. Несоответствие Жорес Иванович пояснил присутствовавшим. События относятся к 1914 году. Глава семьи Иван Карпович, тогда еще Алфер, несколькими годами ранее покинул Чашники и трудился на заводе в Петербурге. Юношу должны были призвать в армию. Военному писарю не понравилась фамилия. «Ну какой ты Алфер?» — возразил он и уверенно вывел в документе: «Алферов». В армию Ивана Карповича не взяли: квалифицированные слесари были нужнее на мирном производстве. А новая фамилия с ним осталась.
Захоронения семьи Алфер в Чашниках находятся на городском кладбище по улице Луначарского. В скромной ограде три могилки — деда, бабки и родной тети ученого. Своего деда нобелевский лауреат не знал. Слышал о нем от отца и бабушки: Карп Павлович умер в 20-е годы от туберкулеза. Считался образованным человеком, так как окончил Чашникское городское училище. К тому же был человеком мастеровым. Зимой занимался сапожным делом, а в теплое время сплавлял плоты в Ригу. Вместе с отцом путешествовать по рекам на плотах нередко отправлялся Иван Карпович. «Он был хулиганистым парнем невысокого роста. Но за одно лето на плотах очень сильно вырос. В этом, — улыбаясь, говорил Жорес Иванович, — я повторил отца. Был маленьким, а за лето 1943-го вырос на 20 сантиметров». Очень тепло вспоминал ученый свою бабушку Марию Григорьевну. Она прожила долгую жизнь. Умерла в начале 60-х годов прошлого столетия в возрасте 90 лет. Долго сохраняла силу и крепость. Старожилы Чашников помнят, как еще в пятидесятые Мария Алфер ходила жать. Она часто уезжала в Минск к сыну Ивану и подолгу жила у него.
У Карпа Павловича и Марии Григорьевны было четверо детей — три сына и дочь. Иван Карпович, отец Жореса, — известный в Беларуси специалист целлюлозно-бумажной промышленности. Прошел путь от простого рабочего до руководителя республиканского треста, который возглавлял с 1945-го по 1963 год. Первые шаги в профессию делал на бумажной фабрике пана Володковича. Предприятие действует и ныне как «Бумажная фабрика «Красная Звезда» ОАО «Светлогорский ЦКК». Возглавляя республиканский трест, он часто приезжал на фабрику. Последние годы вместе с женой жил в Ленинграде в семье Жореса. Родители нобелевского лауреата умерли в один год (1982-й) и похоронены на Комаровском кладбище.
Второй сын, брат Ивана Карповича, Валериан Карпович также жил в Ленинграде. Третий — Степан Карпович — в Чашниках, умер в первые послевоенные годы. Жизнь дочери Татьяны, похороненной вместе с родителями, тоже прошла в нашем райцентре. Старожилы, знавшие ее, рассказывали, что женщина обладала прекрасным голосом, пела в церковном хоре. Тетю Жорес Иванович хорошо помнил, она часто гостила в их семье. В замужестве носила фамилию Баркевич, была матерью пятерых детей. Незадолго до войны вместе с семьей выехала в Оршу, но с наступлением немцев Баркевичи вернулись в родные места. Дом был занят немцами. Поселились в чужом, пустующем. Сохранились воспоминания старожилов, что во время еврейского расстрела 14 февраля 1942-го семья спасла ребенка. Когда в районе льнозавода прогремел взрыв, полицаи проявили особый интерес к семье. Баркевичи ушли в партизаны в бригаду Дубова. Муж Татьяны Карповны погиб при выполнении задания. После освобождения семья вернулась в Чашники. Тетя ученого ушла из жизни в начале восьмидесятых. На улице Советской в райцентре сохранился дом, где она жила со своей семьей в послевоенное время. Каждый раз, бывая в Чашниках, Жорес Иванович обязательно посещал городское кладбище, чтобы поклониться могилам предков.
Очень памятны его визиты на бумажную фабрику, где трудился отец. Сегодня предприятие прошло серьезную реконструкцию, а в первый приезд нобелевского лауреата в цехах еще можно было встретить экспонаты дореволюционной поры. На территории сохранялись корпуса, стены которых возводили рабочие пана Володковича. Атмосфера впечатлила ученого. Выступая в историческом музее, он постоянно возвращался к экскурсии на фабрику, делился воспоминаниями Ивана Карповича, очень дорожившего малой родиной.
Последний раз Жорес Иванович посетил Чашники в августе 2015-го. На встречу в большом зале Чашникского райисполкома горожане шли семьями. Нобелевский лауреат впервые привез на Чашниччину свою семью. Рядом с прославленным земляком были его жена Тамара Георгиевна, сын Иван и дочь Ирина.
С первых минут светило мировой науки покорил аудиторию. На предложение вести диалог сидя ответил: «С земляками я должен говорить стоя…» — и поприветствовал зал на белорусском языке. В своей речи Алферов говорил о Беларуси и высказал убеждение: маленькая страна во многом пример для России.
«Я много езжу на машине, — заметил высокий гость, — и как только пересекаю белорусско-российскую границу, попадаю в ухоженную европейскую страну». Он отметил большой вклад белорусских ученых в науку и высказал сожаление о том, что достижения науки недостаточно востребованы. В этом, по мнению ученого, трагедия современного общества. Говоря о Чашниччине, акцентировал внимание на героической истории: «В таком маленьком районе — восемь Героев Советского Союза и один полный кавалер ордена Славы!» В райцентре гость посетил Аллею Героев, где увидел, как прекрасно прижилась посаженная им в июле 2006-го туя. Сегодня деревце напоминает о тех днях, когда всемирно известный физик гостил в райцентре, и воспринимается как символ единства ученого с землей предков. Чуть поодаль — уголок морской славы с памятным знаком контр-адмиралу Вячеславу Апанасенко, ушедшему в мир иной в 2014-м. Чашниччина помнит…
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.