Известная шутка о том, как тяжело отдавать долги, для многих, увы, стала грустной реальностью. Взвалив на себя груз кредитов, не сумев или не захотев вовремя заплатить штрафы, алименты, люди сталкиваются с суровыми, но справедливыми требованиями закона, которые предъявляют им судебные исполнители.
— Начиная с прошлого года наша служба значительно активизировалась, — рассказала начальник отдела принудительного исполнения Железнодорожного района Елена Зарецкая. — И если раньше от граждан поступали жалобы на якобы бездействие судебных исполнителей, то теперь чаще недовольны действиями, ведь далеко не все способны объективно относиться к тем мерам, которые мы применяем для взыскания задолженности. Но законодательство расширило наши возможности. Министерство юстиции заключило ряд договоров, в результате чего мы получили доступ к различным системам данных, что позволяет более оперативно получать необходимую информацию о должниках. Работать стало интереснее, но не легче. В Железнодорожном районе проживает меньше населения, чем в других районах города, но зато здесь большой частный сектор. Несколько присоединенных к городу населенных пунктов — отдаленные, например, Руба, Верховье, а туда приходится выезжать часто. Много адресов, по которым должников не сыскать — можно только сапоги истоптать. Впрочем, у вас есть возможность в этом убедиться лично — сейчас наш судебный исполнитель Вера Олихвер вместе с сотрудниками Железнодорожного отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь поедет в частный сектор — присоединяйтесь.
Охотно соглашаюсь, и на служебной машине мы отправляемся в путь по узким улочкам в поисках нужного дома. И вот оно, вполне респектабельное строение — неужели хозяева окончательно обеднели?
— Николай Вышегорский здесь проживает? — спрашивает судебный исполнитель у вышедшего к нам навстречу мужчины (имя и фамилия изменены).
— Нет, сын мой здесь только прописан, а живет с семьей на улице Карла Маркса, дом на вид знаю, бывал, только адреса не помню, — растерянно оправдывается хозяин. Визиту таких гостей он не рад, но воспринимает спокойно. Признался, что и сам имел неприятности с кредитом: взял большую сумму, потом получил инфаркт, уволился с работы и не мог в срок рассчитаться. Но все-таки с финансовыми проблемами сумел справиться самостоятельно, в отличие от великовозрастного сынка, который задолжал банку более шести миллионов.
В.Олихвер уточняет, нет ли в этом жилье какого-либо имущества должника, просит передать, чтобы тот обязательно пришел в отдел.
Следующий адрес находим несколько минут спустя. Участок, зарастающий бурьяном, крошечный обветшалый домик, в котором всего две комнаты: закопченная кухня и зал, обставленный старой мебелью. Худенькая молодая женщина, смотревшая до этого телевизор, сначала внушает сочувствие. Она оказалась в очень непростой ситуации — развелась с мужем, суд оставил ему двоих детей, так как на момент принятия этого решения мать не работала. Не смогла она трудоустроиться и несколько месяцев спустя, говорит, что никуда не берут, так как специальности у нее нет никакой. Между тем долг по алиментам растет, и в данном случае они начисляются исходя из размера среднего заработка по республике. Женщина об этом знает, но предпочитает, как страус, спрятать голову в песок, вернуться к своей матери, в депрессии валяться на диване и даже не зарегистрироваться в качестве безработной!
Судебный исполнитель вручает ей повестку и поясняет, что она должна явиться в отдел. Возможно, этот визит и последующие меры все-таки подтолкнут мать к более активным поискам работы и исполнению своего родительского долга…
— Разные судьбы, истории перед нами проходят, — продолжила рассказ Е.Зарецкая после того, как мы вернулись в отдел. — Возмущает, когда приходишь в квартиру, где есть хорошая мебель, современный телевизор, компьютер, а хозяин «нигде не работает», не погашает взятые кредиты, не платит за тепло и электроэнергию. Он хочет сладко есть, мягко спать, пользоваться всеми благами цивилизации, но за чужой счет. Многие чувствуют свою безнаказанность. Недавно выехали к должнику на улицу Титова. Он в возбужденном состоянии бегал по дому, всячески препятствовал изъятию имущества, которое подлежало передаче на реализацию, так как в добровольном порядке оплатить штраф отказывался. Вел себя вызывающе. Пришлось позвонить по 102, тут же приехала охрана, и дебошир утихомирился. Вообще, тесно сотрудничаем с этой службой, и, конечно же, наши девушки чувствуют себя в безопасности, когда вместе с ними по адресам выезжают крепкие молодые люди в форме.
Можно многое сказать нашим гражданам об их ответственности за совершаемые действия. Но, полагаю, что и банкам, различным кредитным организациям следует более взвешенно относиться к предоставлению кредита (займа). Иногда заведомо ясно, что человек не сможет рассчитаться в срок, что поползут бешеные проценты и придется взыскивать деньги в принудительном порядке, но тем не менее кредиторов это не останавливает. А потом звонят нам и выражают недовольство, мол, почему на работу к должнику направили постановление об удержании 30, а не 50 процентов из заработка. Но ведь ему платят всего 3,5 миллиона рублей. Если удерживать половину этой суммы, он снова будет занимать! Поэтому еще раз хотелось бы напомнить и тем, кто берет кредиты, и тем, кто дает: здравый смысл никому не помешает!
Лариса ВОЛКОВА. Фото автора.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.