Как корреспондент vitbichi.by был вожатым, или Новейшие приключения Шурика

logo
Суббота, 03.09.2022 11:01 | Рубрика: Общество
01040

Впервые в жизни наш корреспондент поработал воспитателем в одном из детских оздоровительных лагерей Витебщины. И не одну, а две смены, да еще в отряде с самыми маленькими ребятами — от 6 до 8 лет.

Во время этих 36 дней автор поверил в существование параллельного мира, испытал катарсис, поняв, что от судьбы не уйдешь, стал более терпелив,
искренне радовался, когда ему показалось, что у него начали развиваться педагогические способности.

Режиссер, официант и… маникюрша

Многие считают, что работа воспитателя в оздоровительном лагере едва ли не райское наслаждение: живешь на лоне природы, любуясь живописными видами, и при этом еще зарабатываешь. Как бы не так! Вожатые — это настоящий педагогический спецназ. И навыки тут нужны соответствующие. Ведь все 18 дней, пока длится лагерная смена, воспитатель должен быть круглые сутки на страже здоровья и безопасности юных отдыхающих, многие из которых вдали от родителей так и норовят испытать свой организм на прочность. Найти общий язык с каждым воспитанником, выстроить доверительные отношения — тоже непростая задача.

Честно, мне было очень трудно. Во-первых, воспитанием даже родных детей занимался, как говорится, постольку поскольку: был скорее папой выходного дня. Во-вторых, отсутствие педагогического опыта очень сказывалось. Да и в моем солидном возрасте (51 год) иногда было непросто выдержать слишком энергичный темп расшалившихся ребят. И это мягко говоря. Ближе к обеду начинали болеть ноги, ломило спину. Потом обострились хронические заболевания, плюс появились проблемы с кожей. Как объяснили медики, на нервной почве.

Первым испытанием для меня стало задание подготовить спальные места для будущих воспитанников. А их более тридцати! Признаюсь, что с трудом могу надеть пододеяльник даже себе любимому, а такой объем работы чуть не вызвал первую паническую атаку.

Мне повезло, что со мной в команде были люди с вожатским опытом, и они смогли убедить в том, что нет повода нервничать. Ох, лукавили!

Вскоре я узнал, что вожатый должен еще быть автором творческих номеров воспитанников, например, на шоу «Голос», модельером — на конкурсе экологической моды. Сделал первое неожиданное открытие: оказывается, пакеты из-под молока — отличный материал для создания оригинальных нарядов. Уверен, знаменитый историк моды Александр Васильев, у которого, кстати, я брал интервью, был бы впечатлен моим креативом.

А еще вожатому приходится быть режиссером, делать монтаж фильмов, к примеру, об отрядах, где работает, и воодушевленно рисовать плакаты и стенгазеты.

В нашем лагере вожатые были также и официантами, по очереди заступали на дежурство в столовой. Эта роль нравилась больше всего. Поэтому на смене, где моими напарницами были две дамы, договорились: я хожу разносить еду в столовой, меняю воду в кулере и выполняю прочие хозяйственные задания.

Кстати, про столовую. Как вы думаете, сколько порций можно унести на одном подносе? Двадцать! Сам видел, как грациозно это делал молодой вожатый. Я на рекорды не претендовал, поэтому умещал на поднос шесть стандартных тарелок. Решил, что с таким подходом посуда точно останется в целости и сохранности. Хотя, если бы и разбил парочку, то получил бы за это… аплодисменты. Удивительная традиция, которая прижилась в лагере. Представьте: разбили чашку, а все ребята, находящиеся в столовой, тебе рукоплещут.

Впрочем, в лагере меня многое удивляло. К примеру, одна из моих коллег Светлана Ивановна даже стригла детям ногти, хотя это вообще не входит в перечень ее служебных обязанностей. Звонила родителям, спрашивала разрешения, при согласии брала ножнички в руки и… Она же, кстати, стала автором идеи без преувеличения шедеврального оформления нашего отрядного уголка «Светлячки» с изображением этих насекомых. Крупным планом — трое вожатых. Свой «портрет» с удовольствием забрал на память. Сейчас он висит на холодильнике, напоминая о незабываемом лете.

И по свистку!

Честно признаюсь, за две смены от количества новых знакомств у меня в голове образовалась каша. Имена некоторых воспитанников так и не запомнил. Но быстро нашел выход из положения: называл ребят «старина», «милая барышня», «юная мисс»... Фантазии не было предела. Кстати, народу понравилось. И вскоре некоторые дети начали обращаться друг к другу так же.

Но вот как в местах массового скопления детей, к примеру, на спортивной площадке, отличить своих от чужих? И все ли воспитанники сейчас под присмотром? Или кто-то уже где-нибудь проказничает и подвергает себя опасности?

Детская горка в течение двух смен вызывала у меня особую тревогу: один неверный шаг — и травма обеспечена! Мои же ребята носились по ней со скоростью света, скатываясь вниз веселой гурьбой. И на качелях нужно уметь вести себя правильно, чтобы ничего не повредить, не упасть, не ударить ребенка, который стоит рядом, — целая наука по технике безопасности! И моя повышенная тревожность в этих вопросах вполне оправданна: если в лагере с ребенком что-то случится, отвечать перед законом будет тот, кто халатно исполнял свои служебные обязанности.

Чтобы всегда контролировать ситуацию, некоторые вожатые придумывали интересные фишки. Например, один воспитатель собирал своих подопечных… по свистку. И вы знаете, проблем с дисциплиной в отряде у него, похоже, не было. За пару минут подростки, услышав зов, собирались на построение.

«Чарли, приди!»

Про моих воспитанников можно написать отдельную статью. Да, они еще маленькие, но каждый — космос!

На шестом десятке лет благодаря малышам узнал и понял то, что мне, может быть, не узнать бы никогда вне лагеря. Ребята просветили меня в вопросе модных современных музыкальных течений, рассказали, кто такие Киси Миси и Хаги Ваги…

А какие они фантазеры! Один из моих воспитанников… из фараонского рода Рамсеса. Уверял, что XIII. И рассказывал, как эта цифра влияет на его жизнь. А еще этот славный человечек рассказал мне, чем закусывать пиво. Утверждал: в идеале только селедкой. Оказывается, эту информацию он услышал во время экскурсии с мамой в музей одной из пивоваренных компаний Беларуси.

Мурашки по коже были во время сеансов вызова духа некого Чарли. Розыгрыш? Да нет! Я на видео записал несколько попыток контактов. На листе бумаги, на котором в результате пересечения двух нарисованных линий образуется четыре квадрата, посередине кладут карандаш, на него еще один. И после просьб к Чарли прийти дух отвечает на вопросы: на квадратах по два слова «да» и «нет». Карандаш вращался! Если ответ на вопрос положительный, нетрудно догадаться, что карандаш вращается в сторону квадрата с надписью «да». Случайное совпадение? Да нет же! «Опыт» повторяли много раз. Хотите — верьте, хотите — нет, а прогнозы Чарли на ближайшее время сбылись на 99 процентов.

Сколько необычных просьб я услышал за две смены! Например, нужно было достать мягкую игрушку, которую мои сорванцы закинули на второй этаж, а она там застряла в сетке оконного проема. А чего стоит просьба помочь найти мяч, который закопали и забыли, где!

А взаимные жалобы! Приходилось быть и судьей, и адвокатом. Надолго запомнится поиск дорогого смартфона девочки. Мама собиралась писать заявление в милицию, вожатые и милиционеры, работающие в лагере, безуспешно искали аппарат, который был в беззвучном режиме. И в результате выяснилось, что он спокойно себе лежит в кроссовке в шкафу.

А какие, как говорят «киношники», были типажи! Например, на первой моей смене отдыхал мальчик, который очень любил «крутить фляки» (элемент спортивной акробатики). Делал это и на улице, и в корпусе. В результате однажды, прямо как Ихтиандр из фильма «Человек-амфибия», запутался в сетке для волейбола. «Радости» физрука не было предела. Этот неугомонный мальчуган мне очень нравился, хоть и был непослушным. Например, он очень убедительно врал, что мама разрешает ему чистить зубы не каждый день. Мама — медработник в этом же лагере — была удивлена моему соответствующему вопросу. Как и тому, что они переехали в Беларусь с Дальнего Востока. Местные они!

А еще один мой воспитанник после отбоя внезапно «заболевал». Походы в медпункт стали доброй традицией. С подозрением на аппендицит его однажды даже отправили в больницу. Не подтвердилось. Родители привезли снова в лагерь. И мальчик каждый вечер и ночь выносил мозг вожатым, медикам тем, что болит голова, горло, уши либо всё вместе взятое. Однажды милые медсестры даже решили заранее навестить его по месту проживания. Позже, благодаря девочке из другого отряда, мама которой дружит с родителями «больного», выяснилось, что он просто зависим от виртуальных игр. И что дома у него шикарная техническая база для времяпровождения. Вот вам и проявление игровой зависимости во всей красе.

Вместо послесловия

За 18 дней лагерной смены заработал сравнительно немного. На руки получил 289,55 рубля. За питание высчитали 83,54 рубля. Кормили, кстати, очень вкусно, поварам и поварятам (учащимся, которые были на практике) — огромное спасибо! Согласитесь, что зарплата небольшая, учитывая, что рабочий день вожатого практически не имеет временных границ: даже после отбоя нужно следить, все ли в порядке с воспитанниками.

Но сколько за это время я получил незабываемых впечатлений! Хватит надолго. И уже только поэтому считаю полученный опыт бесценным.

Кстати, узнал, что 10 октября во многих странах отмечают Международный день вожатого. Так что, уважаемые дети и их родители, не забудьте поздравить своих воспитателей с профессиональным праздником. Поверьте, даже если они были излишне строги и требовательны, то это все оттого, что переживали за своих воспитанников, как за собственных детей, и старались делать все, чтобы мальчики и девочки провели время в лагере с интересом и пользой для здоровья.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Александр ПУКШАНСКИЙ. Фото из личного архива автора.