Огород как психотравма, или почему у меня в детстве не было детства

logo
Среда, 07.07.2021 12:27 | Рубрика: Мысли вслух
01751

К труду нужно приучать с детства – гласит чуть ли не главный воспитательный постулат. Вот так привыкнешь с малолетства, потом не оттянут. Причем труд, это про лопату, кровавые мозоли и пот.

Так вот, меня приучали к труду, как полагается, с детства. Ну, как приучали – просто дали в руки ту самую лопату и поставили рядом, как полноценного взрослого. И спрашивали соответственно. Честно говоря, даже не припомню, в какой момент это самое детство закончилось. Первый раз корову я подоила, когда училась во втором классе. В мои обязанности входили ежедневная и генеральная уборка трехкомнатной квартиры; прополка, полив, уборка урожая и все прочее, связанное с огородом; стирка, утюжка и складывание белья; готовка на семью из 5 человек; сушка сена, кормление и уход за животными и многое другое. Мне всегда казалось, что и родили меня исключительно для того, чтобы было кому работать и за младшими присматривать.

Избежать некоторых домашних обязанностей я могла, лишь когда в гости приезжала любимая бабушка. Она мыла посуду, готовила – и в этот день у меня был почти выходной. Еще в день рождения, когда я освобождалась от обязанности чистить картошку. А это, на минуточку, большое послабление, ведь каждый день я чистила 5-литровое ведро! Если жарили драники, то – два ведра.

И проблема не в самой работе – деревенские дети всегда много трудились. Дело в том, что у меня совсем не было личного времени. Я не могла решать, когда и что я буду делать – в движении должна была быть постоянно. Помню, вернувшись из школы раньше мамы (она у меня учительница), всегда прислушивалась к шагам на лестничной клетке. Если вдруг она заставала меня за чтением книги или, не дай бог, сном, то скандал был обеспечен. Я должна была что-то делать. Даже если сделано все! И никаких послаблений на возраст или такие мелочи, как домашнее задание или хобби. Погрузиться в личные дела можно было, только когда я оставалась одна. Мне уже 40, и я до сих пор люблю моменты, когда дома никого нет. Тогда я занималась всякой девчачьей ерундой, вроде вклеивания фото звезд в специальные блокноты. В любое другое время меня просто изматывали вечные: «Наташа, иди помой банку из-под молока», «Наташа, сходи лука на салат нарви», «Наташа, расставь все книги в библиотеке в алфавитном порядке»…

Особенно много мы трудились с весны до осени. Ну, это понятно – огород, сено, хозяйство. Я ведь и весну только недавно смогла полюбить по-настоящему, так, как она этого заслуживает. Всегда все портило «предвкушение» огорода, который надо было вскапывать, поливать, полоть. Каждый божий день. Поначалу болело все тело, потом втягивались. Позже добавлялась косовица – грабель из рук мы не выпускали все лето.

Я могу еще долго приводить примеры из своего рабоче-крестьянского детства, от которых, к слову, у моего сына сильно округляются глаза. Только я совсем не жалуюсь, просто хочу ответственно заявить: схема не работает. Вот я уже вполне выросла, а к труду так и не привыкла. К тому самому – тяжкому и благородному. Даже наоборот. Мне никогда не придет в голову мысль разбить огород или завести корову.

Я поймала себя на мысли, что боюсь большой работы. Когда знаю, что предстоит что-то такое, тревожусь и грущу заранее. Меня пугают такие проекты, как строительство дома, ремонт квартиры и даже посадка картошки.

С трудом в моем сознании всегда было связано ощущение несвободы, принуждения, наказания. О радости созидания речь никогда не шла. И это настоящая психологическая травма, освободиться от которой очень тяжело. Сейчас я могу делать, что хочу. Захочу – и поработаю хорошенько. И даже радость от этого испытаю. И думаю – ну вот оно, наконец-то. Только это еще ни разу не гармония.

Я сильно сомневаюсь, что перекладывая на детей свои взрослые обязанности, родители в первую очередь думают о воспитании. К примеру, вместо того, чтобы готовить, мама с большим удовольствием погружалась в свое учительство. У нее была возможность заниматься делами, которые ей нравились гораздо больше, чем уборка квартиры.

И я сейчас не о том, что у детей совсем не должно быть обязанностей по дому, а о том, что взрослая ответственность им не по силам. Ну, не может ребенок быть в ответе за пропитание всей семьи, а за то, чтобы иногда угостить близких специально приготовленным для них блюдом, может.

Пошла трудиться и учиться испытывать от этого процесса радость. У каждого своя терапия.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ЧЕРНИЧЕНКО