Настоящий полковник. Александр Чуев рассказал, как пришёл в профессию

logo
Вторник, 14.06.2022 09:29 | Рубрика: Общество
0570

Полковник юстиции Александр Чуев без малого 30 лет служит в правоохранительных органах. На его счету расследования самых сложных преступлений с тяжкими и особо тяжкими составами, коррупционных, экономических... На протяжении последних 9 лет Александр Николаевич возглавляет управление координации служебной деятельности управления ГКСЭ по Витебской области. Он остается человеком преданным своему делу и суждениям, а также охотно делится богатым профессиональным и жизненным опытом с молодыми коллегами.

Вспоминая свой путь в профессию, Александр Николаевич рассказывает о детстве. Оно во многом определило его будущее. Вырос Александр Чуев в семье военнослужащего. Скитание по гарнизонам бескрайнего СССР и зарубежья, закрытая и весьма специфичная жизнь в военных городках сформировали в нем не только объективное представление о воинской дисциплине и чести, но и способность адаптироваться в любых условиях. По укрепившейся в этих кругах традиции другого выбора, кроме как продолжение семейной династии, у сына кадрового офицера не было. Так бы и случилось – в военкомате уже было готово личное дело потенциального абитуриента, если бы не распад СССР. Это многое изменило: значительное количество военно-учебных заведений осталось на постсоветском пространстве, а о поступлении за пределы Беларуси речь не шла. В нашей стране выбор был невелик: ни Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище противовоздушной обороны, ни Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище Александра Чуева не заинтересовали. Получив школьный аттестат, он подал документы в Городокский сельскохозяйственный техникум на отделение «Правоведение», который впоследствии окончил с отличием.

– У меня были прекрасные преподаватели-практики – прокуроры и судьи, которые давали мощные базовые знания, учили профессиональному «ремеслу» – составлению документов и их сопровождению по инстанциям, «натаскивали» на процессуальную деятельность, – рассказывает Александр Николаевич. – После техникума я решил продолжить образование. Как раз был объявлен первый набор в тогда еще Академию управления при Совете Министров Республики Беларусь (теперь это Академия управления при Президенте Республики Беларусь). Я подал документы на отделение правоведения. Немного поучился и перевелся на заочную форму – хотел работать.

И не просто работать, а служить в правоохранительных органах. Если быть точнее – в следствии. Вакансий в этой структуре не было, кроме того, действовало советское правило: кандидат на должность обязан иметь высшее образование и определенный стаж работы. Александру Чуеву предложили должность оперуполномоченного ОБЭП. Он отказался и стал ждать. И вот появилась желаемая вакансия... В порядке исключения, с одобрения министра генерал-полковника Владимира Егорова серьезно настроенного молодого человека приняли на службу следователем следственного отделения в Крупский РОВД Минской области. Там он прошел разные этапы профессионального становления. Первые и самые важные профессиональные уроки ему преподал начальник отделения Евгений Жоров. Александр Николаевич признался, что с глубоким уважением вспоминает об этом человеке. Впоследствии, работая в разных коллективах, он всегда брал за пример его мудрое наставничество.

В 1998 году Александр Чуев был направлен в Оршу, где 8 лет руководил городским следствием. Затем Александр Николаевич занимал руководящие должности в Толочинском РОВД, Новополоцком ГОВД, а в 2011 году был назначен заместителем начальника УВД Витебского облисполкома – начальником предварительного расследования, в 2012 году после реформирования белорусской системы следствия – начальником экспертно-криминалистического центра УВД Витебского облисполкома. После образования Государственного комитета судебных экспертиз опытный специалист приступил к службе в управлении ГКСЭ по Витебской области в качестве начальника управления координации служебной деятельности.

– В этой работе мне во многом пригодился тот профессиональный опыт, который я накопил за годы службы, – рассказал Александр Чуев. – Посвятив много лет следствию, я досконально знаю его устройство, в том числе принцип взаимной работы следователей и экспертов. Возглавляемое мною управление занимается обеспечением взаимосвязи между всеми структурными подразделениями управления ГКСЭ по Витебской области для полной упорядоченности и согласованности их действий. Это нужно, чтобы ведомство работало четко, как единый механизм. Кроме того, я и мои коллеги в рамках своих профессиональных компетенций рассматриваем обращения граждан, осуществляем правовое и информационное сопровождение судебно-экспертной деятельности, ведем учет и анализ ее результатов, оказываем помощь территориальным органам в качественном проведении судебно-медицинских экспертиз и еще многое другое. Работа кабинетная, но очень интересная и разнообразная.

Действительно, за время нашей беседы в кабинет Александра Николаевича неоднократно заходили коллеги – по самым разным вопросам. Тут же на каждый из них находился подробный ответ. Впрочем, и в беседе с корреспондентом Александр Чуев был предельно четок. Лишь когда речь заходила о работе на земле – так правоохранители называют некабинетную службу – о людях, с которыми встречался, о делах, которые расследовал, – рапорт тут же сменялся увлекательным нарративом. Каких только случаев не бывало в его жизни! Некоторые из них сложно объяснить. Например, его отдел расследовал дело о поджогах – в одной деревне, несмотря на все предпринятые меры, как со стороны милиции, так и со стороны местного населения, один за другим горели дома. И вот банда была изобличена, дело раскрыто. Оказалось, набедокурили 12 подростков. Буквально в это же время один из сотрудников, возвращаясь домой на электричке, купил в транспорте газету, чтобы скоротать время в пути. И тут на глаза ему попалась архивная выдержка, датированная двадцатыми годами минувшего века. Там рассказывалось: в деревне Л. изловили 12 злостных поджигателей, их фамилии такие-то. И фамилии, и название населенного пункта полностью совпали! Когда милиционер привез газету в отдел, все были шокированы. Начали выяснять – и действительно, такой случай имел место, много лет назад родственники обвиняемых «прославились» таким же способом. Через несколько поколений генетика удивительным образом проявила себя.

Нередко Александру Николаевичу приходилось раскрывать дела по горячим следам, разрешать конфликты, в том числе анекдотичные. Он вспоминает:

– Однажды поступило сообщение об отравлении деревенского колодца. На резонансное происшествие выбыла не только следственно-оперативная группа, но и другие государственные службы. Действительно, колодец был по кругу обсыпан каким-то веществом. Такое же вещество было обнаружено у калитки соседнего дома. В ходе подворного обхода в жилище одного из сельчан мое внимание привлекла книжица на столе. В ней была закладка, а на странице – молитва от колдовства. Через пару минут выяснилось, что обнаруженное вещество – не отрава, а соль. Оказалось, так человек сводил личные счеты с соседкой, которую считал ведьмой.

Несмотря на многие события в его жизни, Александр Николаевич ко всему он относится спокойно, на ходу анализирует ситуацию и легко справляется с чувствами.

Если бы не милиционером, кем бы еще мог быть?

– Философом! – серьезно отвечает Александр Николаевич.

Чувство юмора у него отменное.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Татьяна СЕРЕБРЯКОВА. Фото автора.