Как семейная реликвия трудолюбивой крестьянки Матрёны Маркевич из-под Сенно обрела статус реликвии для Беларуси

logo
Среда, 15.09.2021 14:20 | Рубрика: Год народного единства
01530
На Сенненщине бережно хранят и пропагандируют все, что связано с именем простой крестьянки Матрёны Маркевич. Узор вытканного ею рушника стал основой орнамента на Государственном флаге Беларуси.

Матрена Маркевич с мужем и сыном.

Имя из небытия

Директор районного историко-краеведческого музея Ива Шубко поведала, наверное, в который уже раз, историю восхождения на пьедестал главного символа страны фрагмента рукодельного творчества теперь уже знаменитой землячки. Но широкому кругу имя Матрёны Маркевич (в девичестве Кацер) стало известно сравнительно недавно. Примечательный факт непосредственной причастности Матрёны Сергеевны к созданию будущего флага БССР, а впоследствии и суверенной Республики Беларусь, узнали из изданной в 1994 году книги о геральдике. 

Для того, чтобы это имя заняло подобающее место в истории Сенненского края, много сил потратил местный краевед Василий Бондаревич. Разыскал родственников землячки. В Минске живет ее дочь Зинаида Пашкевич, которая в почти 90-летнем возрасте охотно поделилась воспоминаниями. А внучка Дина Кацер, выйдя на пенсию, приобрела в близкой к родине предков деревне на границе района дом под дачу. Она с энтузиазмом собирает все сведения, бережет историю семьи, поскольку считает, что на этом фундаменте строится современная жизнь.




Дина Прокоповна в 2014 году передала в дар историко-краеведческому музею то немногое, что сохранилось от знаменитой бабушки -- рушник, скатерть, вытканный ею половик, а также фотографии, некоторые личные вещи дяди Михаила Кацера, о котором скажем чуть ниже.

Как это было

В 1951 году Верховный Совет БССР поручил Академии наук создать эскиз нового флага республики. Тогдашний президент НАН пригласил к себе доктора искусствоведческих наук этнографа Михаила Кацера. Он был одним из первых ученых в СССР, открыто указывавших на самобытность и оригинальность белорусского искусства. Решили, что в флаг надо внести детали, отражающие национальные особенности, чтобы он отличался от символов других республик. Последовала большая исследовательская работа. Изучали старые гербовники, фонды музеев. 

В довоенном архиве Белпромсовета нашли полученный в ходе этнографической экспедиции эскиз орнаментального узора, вытканного на рушнике сестрой Михаила Кацера Матрёной Маркевич из деревни Костелище Сенненского района. Этот узор для украшения женской одежды под названием «Восходящее солнце» был включен в архив и адаптирован для возможного применения в легкой промышленности.
На его основе художник Михаил Гусев и подготовил проект для флага, который в декабре 1951-го коллегиально утвердили. Кстати, современный флаг Беларуси, появившийся в 1995 году, почти идентичен стягу Белорусской ССР, с него лишь удалили советские символы, а орнамент стал красным на белом фоне (на прежнем флаге он был белым на красном фоне).

Сакральный смысл

Основу орнамента на флаге Беларуси составляет древний узор «Восходящее солнце». В его центре расположен ромб с отходящими от него «крючками», называемыми также «веслами» или «рогами». Они символизируют движение и вечность. Сам по себе ромб является символом богини плодородия. Это своеобразное изображение засеянного поля. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают хлебы, пищу, которая важна и для духа, и для тела. Через такие символы орнамент отражает культуру и историю народа, духовный код нации.


Судьба мастерицы

Известно, что судьбоносный рушник Матрена Маркевич выткала в 1917 году. Родилась она в семье зажиточного крестьянина. Родители воспитывали семерых детей, рано приучали их к тяжелому труду. Матрёна в детстве переняла у матери талант к рукоделию -- пряла, ткала, вязала, вышивала. Умела читать и писать. Она вышла замуж за Алексея Маркевича, брак был счастливым. По воспоминаниям дочери Зинаиды, жили в достатке, для чего много работали. Двое из шестерых братьев и сестер умерли еще маленькими от тифа. В 1933 году наступила черная полоса: отец отказался вступать в колхоз, семью раскулачили. По доносу «тройки» его вскоре расстреляли. Матрена Сергеевна тяжело работала, все же вступила в колхоз, но там ее не признавали, так и считали «кулачкой».

Матрёна и Алексей Маркевичи.
Во время войны Матрёна Маркевич потеряла старшего сына Михаила, но ради остальных детей не падала духом. Пекла хлеб партизанам, а дети носили его в лес. Чудом спаслись, когда каратели сожгли деревню. После войны она продолжала работать в колхозе. Отдушиной в тяжком труде и грустных мыслях о непростой доле было рукоделие. Умерла Матрёна Сергеевна в 1957 году в возрасте 71 года. Она покоится на кладбище деревни Костелище, так и не возродившейся после войны.

Сенненчанка Мария Бубола с дочерью Мирославой у знака «Родны край».

Память на века

Венцом стараний сенненских историков-краеведов и местной власти о сохранении имени Матрёны Маркевич для потомков стало открытие 3 июля 2015 года в центре города памятного знака «Родны край». На торжестве присутствовали родственники известной землячки. По словам Ивы Шубко, этот знак, венчающий аллею портретов знаменитых земляков, которые сражались за свободу Родины в годы Великой Отечественной, стал культовым местом райцентра. Здесь проводят торжества в День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, сюда приходят с цветами в самый значимый день своей жизни молодожены. 

Памятный знак стал туристической достопримечательностью, повествующей о создании одного из важнейших символов нашей страны. Сенненцы гордятся своей землячкой из простых крестьян. Здесь ставят ее имя в один ряд с такими прославившими этот край личностями как Пётр Машеров, Александр Горовец, Заир Азгур, Зинаида Конопелько и другими. Ведь семейная реликвия трудолюбивой и талантливой крестьянки с непростой судьбой обрела статус реликвии всего народа, истории страны.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото автора.