Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» определено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основывается, в том числе, на принципах:
- презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
- саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования;
- приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения.
Исходя из данных принципов таможенными органами в настоящее время широко применяются меры профилактического характера, позволяющие субъектам хозяйствования самостоятельно принимать меры по устранению нарушений законодательства о таможенном регулировании.
В настоящее время в случае выявления признаков нарушений законодательства о таможенном регулировании в адрес субъектов хозяйствования таможней направляются письма с разъяснениями применения данных норм.
Наиболее часто данные письма содержат разъяснения, касающиеся вопросов классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Необходимо отметить, что сама по себе классификация товаров является одним из наиболее сложных и важных вопросов для лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товара через таможенную границу.
От правильности определения кода товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза зависит размер ставок таможенных платежей, а также применение к товарам запретов и ограничений.
Для определения кода товара требуются знания принципов построения единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и правил классификации товаров. Необходимо учитывать решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров, принятые Евразийской экономической комиссией и таможенными органами.
Так, в 1 квартале 2022 года Витебской таможней по вопросам классификации товаров в адрес субъектов хозяйствования было направлено 84 письма, содержащих разъяснения порядка классификации товаров. По 54 из них субъектами хозяйствования в добровольном порядке внесены изменения в декларации на товары, по 30 – представлена дополнительная информация, подтверждающая заявленные в декларациях на товары сведения.
Конечно, такой порядок применяется таможенными органами только в тех случаях, когда выявленные признаки нарушения таможенного законодательства не содержат признаков административного правонарушения либо уголовного преступления. Применение данных профилактических мер позволяет субъектам хозяйствования в будущем избегать нарушения таможенного законодательства, а также повышать уровень знания таможенного законодательства специалистам по таможенному декларированию.
Указанные профилактические меры наряду с применением системы управления рисками позволяют при проведении таможенного контроля сосредоточить внимание на областях риска с более высоким уровнем и обеспечить более эффективное использование ресурсов таможенных органов.
Изменения таможенного законодательства показывают, что принципы саморегулирования бизнеса и минимизация вмешательства государственных органов в предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также приоритетная направленность работы контролирующих органов на профилактику правонарушений будут еще больше применяться таможенными органами при проведении таможенного контроля.
Так, например, в статье 209 новой редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», вступающего в силу с 25.07.2022, содержится норма о том, что в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также при совершении таможенных операций таможенные органы могут использовать сведения, содержащиеся в аудиторском заключении.
Таким образом, использование при проведении таможенного контроля результатов аудиторских проверок, как одного из эффективных инструментов саморегулирования участников внешнеэкономической деятельности, позволит вывести на более высокий уровень взаимодействие таможенных органов и подконтрольных им лиц в целях профилактики и предупреждения нарушений законодательства о таможенном регулировании.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.